Виды интранет-порталов. Обзор рынка портальных технологий.

За счет своей относительной молодости рынок интранет-порталов влечет к себе аналитиков, неизменно «ломающих зубы» на его детальной классификации. Исследуются тенденции и игроки. Однако, высокая динамика в нижнем секторе и статичность в верхнем мешают сделать картинку абсолютно четкой. На этой ниве трудятся тысячи разработчиков, постоянно сменяющие друг друга, тогда как Топ-10 остается недвижимым. Все «магические квадранты» содержат практически одинаковый результат. Здесь лишь временно меняются местами монстры-создатели корпоративных порталов. Нет смысла строить панораму, когда есть такие величины.

По существу, среди портальных решений можно выделить три основных группы:

  • Базовые платформы для создания порталов.
  • Готовые решения (коробочные продукты) на базе этих платформ.
  • Облачные решения (SaaS сервис).

Первые два вида либо коммерческие (MS SharePoint, IBM WebSphera, Oracle WebCenter Suite, 1С-Битрикс), либо открытые (Joomla!, Jboss, Jive, Plone, Drupal и пр.).

Под конкретное ТЗ используются платформы. Здесь есть свои «но». ТЗ должно быть грамотным и учитывать все потребности компании. Подобное ТЗ, как правило, редкость (без тестирования слишком сложно объять необъятное), поэтому сроки и бюджет часто срываются. По этой причине использование готовых решений более оптимально. Их можно разделить на три типа:

  • Мощные решения для крупных корпораций и компаний. Здесь лидируют IBM WebSphere Portal, SAP NetWeaver Portal, Oracle Portal 11g.
  • Коммерческие продукты, востребованные крупными и средними компаниями. В этой нише соседствуют Ittilan Portal, DeskWork, WSS Portal, 1С-Битрикс: Корпоративный портал. 
  • Бесплатные лицензии (открытые) для небольших компаний. Этот сектор занимают Liferay Portal, Alfresco, Jive, Jahia, JomPortal.

Облачные решения (Битрикс24, Простой бизнес, Teamtools) в основном повторяют базовый функционал, но обладают определенными преимуществами. Благодаря им сокращаются расходы на оплату сервера, снижаются требования к ПК, увеличивается скорость развертывания и упрощается масштабирование. Все эти преимущества, не считая аренды лицензий, вполне достигаемые и при развертывании в облаке готового решения. Облачные решения вызывают «ортодоксальное» недоверие, но не только. Сказывается низкая пропускная способность сетей, а интеграция с другими корпоративными системами довольно сложна.

Таким образом, наиболее востребованным сегодня является коробочный продукт — готовые коммерческие решения, закрывающие большинство потребностей стандартного предприятия.